Ученье — тьма: почему закрываются онлайн-образовательные стартапы

Из 20 стартапов, предлагающих услуги обучения через интернет, успеха добивается всего один. О причинах гибели остальных РБК рассказали основатели проектов, которым не удалось окупиться.


Появление многочисленных интернет-платформ, которые делают процесс обучения более доступным и удобным — один из самых важных трендов в эволюции современного образования. Объем мирового рынка онлайн-образовательных услуг, который в 2017 году составлял $160 млрд, будет расти в среднем более чем на 10% ежегодно до 2023 года. В России бум онлайн-образовательных стартапов начался несколько лет назад, но с тех пор лишь очень немногим удалось окупить вложения. Из 20 образовательных стартапов «взлетает» примерно один, говорит Дина Каракаш, инвестиционный аналитик ФРИИ. Губит проекты как низкая значимость проблемы, которую они предлагают решить, так и чрезмерное увлечение геймификацией.

Типичные ошибки онлайн-образовательных стартапов

1. Переоценивают рынок. Достижимая для новичка доля образовательного рынка гораздо меньше тех значений, на которые он рассчитывает. За счет низкого порога входа рынок очень конкурентен.

2. Создают проект ради проекта, а не для решения проблемы. Из-за отсутствия насущной проблемы нет и спроса на товар или услугу. В результате проект привлекает в основном единичных пользователей.

3. Предлагают революционную идею. Это рынок, на котором клиенты не готовы рисковать личным будущим или судьбой детей. Поэтому революционные идеи терпят поражение, а раскручиваются, наоборот, проекты, предлагающие привычные и понятные вещи, но — благодаря онлайн-инструментам — чуточку удобнее и качественнее.

4. Слишком увлекаются геймификацией. Несколько лет назад на рынке образования заговорили об edutainment (образование через развлечение — РБК), и все ринулись создавать образовательные приложения на игровой основе. Но баланс между развлечением и обучением соблюсти сложно. Если превалирует второе, то дети быстро понимают, что это не игра, чувствуют обман и не хотят этим заниматься. А если первое — то процесс обучения может очень затягиваться, а результативность будет ниже ожиданий.

5. Не просчитывают unit-экономику. Cтоимость привлечения клиента и его удержание могут оказываться выше, чем доходы, получаемые с клиентов. Часто основатели строят иллюзию, что в некой «точке икс» экономика станет положительной, но чаще всего проекты даже не добегают до этой точки.

Галина Кан, партнер Moscow Consulting Group и сооснователь образовательного проекта «Умназия»; Дина Каракаш, инвестиционный аналитик ФРИИ
……

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/own_business/11/01/2019/5c24e2d49a79479e4b82aed6