Франшизофрения

К чему может привести популярность модели партнерского бизнеса

Продажа и покупка франшизы стала в России очень популярным бизнесом. В стране 2,2 тыс. таких предприятий — парикмахерские, кофейни и рестораны. В них работает 1,4 млн человек, оборот растет двузначными темпами, почти до 3 трлн руб. в год. Но уже есть и признаки кризиса. Многие стремятся только продать максимум франшиз, чтобы заработать на паушальном взносе, не заботясь об отборе партнеров. Последние же ожидают пассивного дохода фактически без реального управления. С проблемами столкнулись Domino`s Pizza, «Даблби», TopGun, другие на этом фоне начали пересматривать условия. Ситуация может потребовать специальных мер регулирования отрасли, полагают участники рынка и эксперты.

Интерес к покупке и запуску франшиз у участников рынка в России только растет. Так, по оценкам Franshiza.ru, запрос на франшизы со стороны покупателей в 2019 году увеличился на 10%, а средний возраст организаций, запускающих франшизу, сократился с пяти до четырех лет. Более того, отмечает эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская, все чаще франшизы продают компании возрастом около полугода, чей товарный знак даже не зарегистрирован в Роспатенте.

По словам госпожи Рождественской, в погоне за быстрым ростом сети и первоначальным взносом продавцы франшиз почти перестали отказывать и выбирать кандидатов. Между тем среди последних, добавляет эксперт, все шире распространяется мнение о том, что работа по франшизе не требует никаких усилий и управления, представляя собой, по сути, пассивный доход…

По словам гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, вместо госрегулирования отрасль могла бы использовать формы некоммерческого объединения. Он ставит в пример опыт продуктового ритейла, где есть Кодекс добросовестных практик (на добровольной основе регулирует отношения между поставщиками и торговыми сетями) и комиссии по его применению. Созданием подобного кодекса для франчайзинга могла бы заняться Торгово-промышленная палата при участии заинтересованных франчайзи и франчайзеров, полагает господин Бурмистров. Прямое же вмешательство государства, считает он, может только навредить.

По прогнозам Анны Рождественской, в течение нескольких лет российский рынок франчайзинга должен пережить кризис роста. «Франчайзерам придется уделять все больше внимания качеству франшизы и объему поддержки партнеров: отрасль становится все более открытой, и франчайзи перестают бояться выносить проблему в публичное поле»,— говорит она. Как отмечает эксперт, если не будет принято никаких мер по дополнительному регламентированию рынка, рост продолжится теми же темпами. Господин Бурмистров же считает, что отрасль продолжит развиваться не за счет увеличения количества франшиз, а за счет развития наиболее успешных существующих проектов.

Газета «Коммерсантъ» №27 от , стр. 10

читать статью целиком